Советский математик, доктор физико-математических наук, профессор. Заведовал кафедрой элементарной математики и кафедрой геометрии Ярославского педагогического института. Основные научные работы относятся к проективной, начертательной, неевклидовой и алгебраической геометрии. Вместе со своими учениками написал ряд методических и популярных книг по геометрии, соавтор школьного учебника геометрии, который использовался в школах СССР в 1970-е годы.Биография
Биографияскрыть
Родился 1 января 1917 года в г. Краслав Витебской губернии (ныне Латвия). Окончил Рижский университет (1938). В начале войны переехал из Риги в Ярославскую область, где преподавал математику в школе (1941—1942). С 1942 работал на кафедре элементарной математики Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (с 1953 — заведующий). После защиты докторской диссертации и получения звания профессора заведовал кафедрой геометрии там же (с 1964). Умер 3 ноября 1984 года. Дочь З. А. Скопеца — Р. З. Гушель.
Становление З. А. Скопеца как математика происходило под влиянием В. В. Степанова, Я. С. Дубнова, А. М. Лопшица, П. К. Рашевского. Основные его научные работы относятся к проективной, начертательной, неевклидовой и алгебраической геометрии. З. А. Скопец создал научную школу по конструктивной геометрии.
Вместе со своими учениками З. А. Скопец написал ряд пособий по геометрии для студентов, учителей и школьников, в которых излагались результаты его исследований в области элементарной геометрии и пропагандировались различные нетрадиционные методы решения геометрических задач. З. А. Скопец являлся редактором учебника геометрии для вечерних школ (автор Г. Д. Глейзер). Состоял членом редколлегии журнала «Математика в школе» и вел в нем отдел задач (с 1964 до конца жизни).
В конце 1960-х гг. З. А. Скопец вошел в авторский коллектив учебника геометрии для 9—10-х классов, написанного В. М. Клопским и М. И. Ягодовским (издан в 1966). Под его редакцией учебник дважды издавался в качестве пробного, а затем использовался в качестве основного, стабильного (с 1975 по 1982). Главные особенности учебника заключались в широком использовании аксиоматического подхода; векторов, векторного и координатного методов решения задач; геометрических преобразований; интегрального и дифференциального исчислений для вывода формул объемов и поверхностей некоторых тел; учебник содержал большое количество математической символики.
В конце 1970-х годов реформа математического образования и действовавшие учебники подверглись критике со стороны ученых-математиков, учителей и родителей учащихся. В том числе критиковался и учебник геометрии под редакцией З. А. Скопеца — за излишнее усложнение курса геометрии и его формализацию (в частности, Л. С. Понтрягин подверг критике определение вектора). Реформа математического образования была остановлена, учебник геометрии для 9—10-х классов был переработан в направлении упрощения материала и в 1982 году вышел 8-м изданием, однако в том же году был заменен учебником А. В. Погорелова.